ысоцкий в отношении техники играл довольно просто. То же самое можно сказать и о композиции. Некоторые считают, что я не прав, но это в самом деле так.
В своей странице я поместил достаточно много материала, чтобы можно было его обобщить и затем подобрать практически любую его песню, отталкиваясь от первого аккорда. Я бы назвал такой стиль русским народным - потому что под одни и те же аккорды можно спеть практически любую песню. Эти волшебные аккорды - Am - Dm - E, конечно же :>). Если вы довольны тем, как вы играете три аккорда - продолжайте дальше и не читайте эту страницу. Дело в том, что у Высоцкого за каждым аккордом скрывается ещё и определенный проигрыш... Объясняю: вместо банального трезвучия можно (и иногда необходимо, особенно, если целая строка песни идет под один аккорд) играть такие, например, последовательности
- Am -- Am-6 -- Am -- Am-6 - Am -- Am6 -- Am -- Am6 - Am -- Am/c -- Am -- Am/g(для начинающих поясняю "-" ставится там, где нужно понизить ступень, например, здесь "-6", то есть понижена на полтона шестая ступень, а "/g" означает, что аккорд такой же, только бас "соль" - шестая струна, третий лад; а "/c", соответственно, "до" - пятая струна, третий лад).
Вы спросите, зачем такие сложности? Дело в том, что мы с вами играем в основном на шестиструнной гитаре (иногда на пятиструнной :-), а Высоцкий выбрал почему-то семиструнную. Там из-за специфического строя аккорды звучат немного по-другому. Чтобы сыграть похоже на шестиструнной гитаре, приходится использовать воображение.
Возьмем, как пример аккордовой последовательности, лирическую песню "У неё всё своё":
Am Am-6 Am-6 E7 E7-9 E7 E-9-6 E Am Am-6 Am Am-6 У нее все свое, и белье, и жилье. Ну, а я ангажирую угол у тети. Dm Dm/f Dm Dm/f Am Am-6 Am Am-6 Для нее все свободное время мое, E ........ На нее я гляжу из окна, что напротив.
Переход E7-9 E7 E-9-6 E выглядит так:
1-1!-0!----1------ 2-3-----3!-1!-0!---Am 3-1-----1--1------ 4-2-----2--2------ 5-2-----2--2------ 6-0-----0--0------"!" означает, что ноту надо выделить из общего упорядоченного хаоса звука - это мой любимый приём (обычно, правая рука сначала идет вниз - и большим пальцем вы делаете что-то вроде арпеджио, при этом кисть производит движение, напоминающее щелчок пальцами. Нет, не очень понятно. Представьте себе, что вы солите яичницу - сделайте это правой рукой, то есть большой палец вниз, а остальные пальцы ему навстречу и ещё как бы заворачиваются. А теперь то же самое на струнах, до тех пор, пока не получится, что безымянным пальцем вы нажимаете нужную струну. При обратном ходе кисти - то есть, вверх - нужные струны задеваются безымянным пальцем, а если позволяет аккорд, то задеть можно и несколько струн - лишь бы звучало красиво). Когда вы научитесь делать это, можно браться за ритм. Дело в том, что у Высоцкого очень своеобразная манера боя - она как бы дополняет его чувства и переживания - слушатель находится в том же напряжении, что и автор (возьмите, например, песню "Девушка из Нагасаки" - какой там ритм бешенный). В этом деле я помочь ничем не могу - учитесь сами.
Мы начали разговор с обсуждения аккордов, которые использует Высоцкий. Теперь вы уже знаете, что если написано Am, иногда следует читать Am Am-6 или Am Am6. Ля-септаккорд встречается у Высоцкого довольно редко.
Привожу несколько типичных сюжетных линий для обобщения:
Am E Am (куплет) G C (переход) A (продолжение куплета) Dm Am E Am или Am E Am Am A Dm Dm Dm/f Dm Dm/f Am F EЗдесь практически любая его песня. В концертных вариантах творится вообще черт те что, потому что он часто играл просто на расстроенной гитаре и мои попытки подстроить свой инструмент под него кончались порванными струнами :-)
А вот студийные записи любо-дорого играть. Они в основном на тон выше, чем квартирные записи - то есть вместо ля звучит си и далее. Тогда "сюжетная" линия выглядит так:
Hm F# Hm A D H Em Hm F# Hm и соответственно Hm F# Hm Hm H Em Em Hm G F#Как видите, все точно так же, только всё передвинулось на два лада вверх. Вот только советую Em брать не в нулевой позиции (на открытых струнах), а в второй (с барэ на втором ладу), так звучит натуральнее:
Em(ii) 1--3 2--5 3--4 может показаться необычным, но пальцы привыкнут 4--2 довольно быстро 5--2 6--2Вот некоторые особенности исполнения песен этого замечательного человека. А теперь привожу краткий список аккордов, которые этот замечательный человек использовал:
Am Dm E E7 C/g C A7 Asus2 Asus4 Am-6 Am6 Am7 Dm/f G G7 1-0--1---0--0--0---0---0---0----0-----1-----2---3---1---3--3 2-1--3---0--3--1---1---2---0----3-----1-----1---1---3---3--3 3-2--2---1--1--0---0---0---2----2-----2-----2---0---2---4--4 4-2--0---2--0--2---2---2---2----2-----2-----2---2---3---5--3 5-0--0---2--2--3---3---0---0----0-----0-----0---0-------5--5 6-0---------0--3---0------------------------------------3--3 7- :) H H7 H7 F# Fm B Eb D7# Am/c Am/g Dsus2 Dsus4 Cm Gm 1-2--2---2---2--1---1---3---6----0-----0-----0----3----3---3-- 2-4--0---4---2--1---3---4---8----1-----1-----3----3----4---3-- 3-4--2---2---3--1---3---3---6----2-----2-----2----2----5---3-- 4-4--1---4---4--3---3---5---8----2-----2-----0----0----5---5-- 5-2--2---2---4--3---1---6---6----3---------------------3---5-- 6-2--0---2---2--1---1---3---6----------3---------------3---3- Gm-6 Csus4 1--3---3---- 2--4---6---- 3--3---3---- 4--5---5---- 5--5---3---- 6--3---3----
Это основные трезвучия и септаккорды (даже лишних много) все остальные образуются передвижением вышеуказанных аккордов по грифу при помощи барэ.